Какие только народы в свои времена не проживали на полуострове Крым! Об этом подробно читайте в статье Краткая история Крыма. На сегодня кроме русских в Крыму проживают татары, которые считают своей столицей город Бахчисарай. Татар в Крыму много. Они очень мирный и трудолюбивый народ со своими колоритными традициями и богатым историческим наследием. Поэтому я считаю, что экскурсия в Бахчисарай Крым просто обязаны быть в вашем списке посещения достопримечательностей Крыма.
Чтобы ближе познакомиться с историей Бахчисарая, на мой взгляд, не стоит бесцельно гулять по его улицам, лучше приобрести экскурсию в туристическом агентстве. Маршруты экскурсий продуманы и насыщены. За короткое время можно узнать много интересного. Так мы и поступили! Экскурсия «Бахчисарай — пещерный город Чуфут-Кале — Ханский дворец» — лучший вариант узнать историю этого края и параллельно насладиться горными пейзажами.
Итак, ровно в 8.30 мы выехали из поселка Рыбачье на комфортабельном микроавтобусе. Наша группа была небольшая — всего 10 человек. Путь лежал в сторону Алушты по серпантину, виды потрясающие. Проехав Симферополь, буквально примерно через 40 — 50 минут мы остановились в Бахчисарае.
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Первым объектом для посещения стал пещерный город Чуфут-Кале, который расположился на высоте примерно 550 метров над уровнем моря на горном плато, окруженного с 3-х сторон отвесными скалами. Подъем в город-крепость примерно составляет 2,5 км.
Немного пройдя вверх, взору туристов открываются строения Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, который расположился в самой середине ущелья Мариам-Дере (ущелье Святой Марии). Монастырь окружен отвесными скалами. Его история начинается еще в XIII веке.
Храм посещали русские цари: Александр I, Николай I и II, Александр II. Во времена Крымской войны на территории монастыря был открыт госпиталь для раненых. Сохранилось кладбище и послание потомкам. Храм обрел новую жизнь. В это время были построены несколько келий, пекарня, дом для настоятеля монастыря, гостиница для гостей, был восстановлен водопровод. И сегодня можно набрать студеной родниковой воды.
После революции в России, храм подвергся опустошению, его книгами топили печи. Монастырь был разграблен, а его обитатели-монахи были расстреляны.
Сильное землетрясение разрушило многие постройки в 1927 г. Сохранилась нетронутой только Успенская церковь. До начала второй мировой войны храм был заброшен и только во время войны здесь опять был солдатский госпиталь, а дальше после окончания — психоневрологическая клиника.
И только в 1993 году началось восстановление и реставрация храма. Возрождали храм «всем миром». Паломники специально приезжали сюда, чтобы добровольно поработать. И сегодня мы видим монастырь во всей его красе, поражаемся, как можно было построить помещения прямо в скале. Впечатляет!
Город-крепость Чуфут-Кале
А мы идем дальше, в город-крепость Чуфут-Кале! Сначала подъем был комфортный в тени деревьев, но дальше начиналась вымощенная дорога. Поэтому посещая Чуфут-Кале, не забудьте надеть удобную обувь! В целом подъем не напрягал.
Пещерный город Чуфут-Кале — это уникальный город-крепость, объект огромной исторической ценности. У города в разные времена было не одно название. Но самое употребляемое на сегодняшний день — «Чуфут-Кале» (в переводе с татарского — «еврейская крепость»).
Если вы решите посетить город самостоятельно, не рекомендую, так как нас сопровождал профессиональный гид. Без его интересного рассказа, посещение этого места было бы неполным, но если только не почитать о его истории в интернете. Выбор за вами!
Вход на территорию исторического объекта платный:
- взрослый билет — 200 руб.,
- детский — 100 руб.
Время посещения:
- с октября по апрель: все дни недели, кроме понедельника и вторника — с 09.00 до 16.00;
- с мая по сентябрь: каждый день — с 09.00 до 17.00.
Краткая история Чуфут-Кале
Историки предполагают, что рождение пещерного города Чуфут-Кале начинается еще в V веке. Основателями считаются предки современных осетин аланы, которые построили крепость, чтобы стать преградой для византийцев, желающих завоевать эти земли. Этому свидетельствуют раскопки.
Но официально считается, что город-крепость Чуфут-Кале возник в раннее средневековье, и был известен под названием Кырк-Ер.
В XII веке город стал столицей княжества кыпчаков, которые укрылись здесь и вели войны за независимость с Золотой Ордой. В конце XIII (1299 году) века город был захвачен и разграблен войском темника Золотой Орды Нагаем, и вскоре стал центром небольшого феодального княжества (бейлика). После разграбления местные жители стали покидать его. Но спустя 50 лет сюда пришли караимы.
В XIV – XV веках застраивается территория, расположенная на востоке от ранее построенной средневековой оборонительной стены. Площадь города увеличивается в 1,5 раза. Впоследствии для защиты «нового города» была построена еще одна оборонительная стена.
Вместе с крымскими татарами в городе в XIV – XVII веках проживали караимы, греки, армяне, занимавшиеся различными ремеслами и торговлей. К концу XVII века большинство населения составляли караимы. С этого времени появляется название Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
Происхождение караимов имеет две версии: семитическая и хазарская. Обе эти версии на сегодня являются предметом дискуссий. Караимы исповедовали религию караизм, которая является родственной иудаизму. А караимский язык относится к группе тюркских языков. Но, что удивительно они использовали древнееврейский язык в литературе, научных трудах, деловой переписке. Его можно встретить также в надгробных эпитафиях. Ряд исследований доказал, что существует различия между караимами и евреями, но имеется сходство с европейскими караимами. Караимы сыграли большую роль в жизни и процветании города. Они были талантливыми людьми, хорошими строителями и торговцами. Практически все дороги, по которым нам предстояло пройти в крепости, были построены караимами.
В 1421-ом году Чуфут-Кале — это резиденция крымского хана Хаджи Гирея I, а через семь лет, город становится независимым от Золотой Орды. Это период наибольшего расцвета города-крепости Чуфут-Кале. Он становится могущественным и начинается борьба за власть среди представителей династии Гиреев, продлившаяся почти целый век.
В 1502-ом году ханом Менгли I Гиреем начинается строительство города-сада Бахчисарай и ханская резиденция с Чуфут-Кале переносится в Бахчисарай во дворец, который нам в этой экскурсии предстояло посетить далее.
В XIX веке город-крепость «Чуфут-Кале» перестал существовать, его покинули последние жители. Но за время его существования здесь побывали российские императоры, поэты и художники, писатели. В 2015 году пещерный город «Чуфут-Кале» стал объектом культурного наследия федерального значения.
Чуфут-Кале находится в ведении Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.
Достопримечательности Чуфут-Кале
Туристический маршрут начинается с Южного входа.
Южные ворота. На южном фланге система обороны была заложена во время строительства крепости в конце VI века. Оборонительная стена, вероятнее всего, проходила по кромке скалы, а ее передовая линия была вынесена вниз по склону, севернее входа в колодец Тик-Кую. Комплекс южных ворот (Кучук-Капу) — более позднее, восстановленное сооружение (XVI век). К воротам верхней стены вела дорога, частично углублённая в скалу в виде небольшого коридора. Это было сделано для того, чтобы поймать наступавшего неприятеля в каменный мешок и не дать ему реализовать свое численное превосходство, затруднив подвоз к воротам стенобитных орудий.
Далее дорога, вымощенная камнем, приводит на площадку, вокруг которой расположились рукотворные пещерные сооружения, которые просто вырублены в скале на разных уровнях. Высеченные в скалах помещения — это хозяйственные, оборонительные, культовые и погребального характера комнаты.
Большой интерес представляют и постройки более позднего периода — это караимские кенассы (молитвенные дома). Молитвенный дом и хозяйственные постройки очень хорошо сохранились до наших дней. Все строения прямоугольной формы, их крыши покрыты черепицей. Именно эту часть Чуфут-Кале считали деловым центром и жилым кварталом. Здесь на небольших площадях собирались местные жители, и располагался монетный двор.
Дальше дорога ведет на открытое плато, с которого открывается прекрасная панорама, от которой просто дух захватывает.
И здесь недалеко от обрыва одиноко стоит жемчужина крепости Чуфут-Кале — мавзолей-усыпальница (дюрбе) дочери золотоордынского хана Тахтамыша Джанике-Ханым. Датируется строение 1437 годом.
Мавзолей Джанике-Ханым выстроен из крупного тесаного камня-известняка и покрыт черепичной крышей. Здание имеет в плане форму восьмигранника. На пилонах, оформляющих портик, сохранился плетеный орнамент — сельджукский узел, классический мотив в золотоордынском зодчестве средневекового Крыма. Над пилонами — арка. Она появилась после реконструкции в ХIХ веке.
Над входом в погребальную камеру мавзолея можно прочесть «хадисы» — высказывания Пророка Мухамеда на арабском языке. Одна из надписей гласит:
Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: этот мир есть жилище суеты, будущая же жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостив к своим рабам смертным и тленным.
Внутри мавзолея из надписи, расположенной на надгробии, можно узнать, что здесь похоронена Джанике-Ханым, дочь хана Тахтамыша, последнего великого золотоордынского правителя.
За мавзолеем растет огромное дерево, прижавшись ладонью к которому можно загадать желание, только духовного характера. Я, конечно, воспользовалась этим и попросила Бога об исполнении моего желания. Оно реализовалась просто в течение нескольких дней. По приезду домой я еще раз в этом убедилась. Это место силы! Если будете на Чуфут-Кале, обязательно загадайте желание. Поверьте, оно исполниться. Просто мистическое место!
Далее путь лежал к воротам Орта Капу, к средней оборонительной стене. Эта стена была воздвигнута в конце VI века и является образчиком классического позднеантичного военного искусства. Стена прямой линией пересекала плато с севера на юг в самом узком месте. Она была сложена из крупных отесанных известняковых блоков, пространство между двумя панцирями кладки было заполнено бутом со строительным раствором. Ширина стены составляла около 4 м, а высота — до 8-10 м.
Далее по маршруту можно увидеть хорошо сохранившуюся усадьбу А.С. Фирковича.
Фиркович Авраам Самуилович, проживавший в Чуфут-Кале с 1786 по 1874 годы — караимский писатель и священнослужитель — газзан, археолог и коллекционер древних рукописей. Этот мудрый человек посвятил всю свою жизнь изучению и исследованию культуры и истории крымских караимов. Его очень интересовали надгробные надписи кладбища Балта-Тиймэз (по маршруту мы его посетили позже). Фиркович разделил кладбище на сектора специальными каменными столбами, которыми и по сей день пользуются исследователи при его изучении. Он первым скопировал, перевел и опубликовал некоторые надписи с надгробий кладбища.
Следующий объект, к которому лежал наш путь — ворота Биюк-Капу, к восточной оборонительной стене. Эта стена является замыкающим звеном всей оборонительной системы города. Ее протяженность составляет 128 метров. Можно увидеть хорошо сохранившиеся угловые башни, а посередине — надвратную башню. Стену разделяют двухстворчатые деревянные ворота (Биюк-Капу), обитые полосами из кованого железа. Это был основной и главный въезд в Чуфут-Кале. Перед стеной проходили два глубоких рва. Восточная стена была построена, приблизительно в начале XVI века, и завершила собой формирование облика крепости Чуфут-Кале, как города. На площади перед воротами находилась ветряная мельница, рынок для местных и приезжих торговцев. Большой водосборный бассейн предназначался для водопоя скота на время торгов.
И завершается туристический маршрут караимским кладбищем в Иософатовой долине «Балта Тиймез».
Название кладбище связано с растущими на его территории вековыми дубами. Дубы считались ценными, было запрещено их рубить. «Балта Тиймэз» переводится с караимского языка «Топор не коснется».
Иософатова долина — это достаточно позднее название кладбища, появившееся в ХIХ веке. Всего здесь находятся около 7 тысяч захоронений с надгробиями разнообразных форм. Надписи на надгробиях кроме даты смерти изобилуют цитатами из Ветхого Завета. В большинстве надписи выгравированы на древнееврейском языке, но встречаются на караимском (тюркском) в алфавите древнееврейского языка. Также на кладбище есть безмогильные памятники, так называемые «йолджи-таш» (переводятся с караимского как «камень путнику») — их ставили в честь умерших и похороненных вдалеке (на чужбине), к примеру, можно увидеть йолджи-таш в честь офицера русской армии, который погиб при осаде Порт-Артура (русско-японская война).
На этом туристический маршрут заканчивается. Но остались несколько интересных мест, с которыми также можно познакомиться на пути к монастырю. Это мусульманское кладбище и Текие дервишей Газы-Мансур, датированное XV – XIX веками и Успенская церковь, высеченная в скале. Газы-Мансур — это мусульманский святой. С его именем связано возникновение текие дервишей — обители суфийского братства. Здесь жили суфийские шейхи со своими учениками.
Насладившись последними прекрасными видами, пообедав в ресторане татарской кухни, мы отправились в сердце Бахчисарая — Ханский дворец.
Продолжение следует. Читайте статью: Экскурсия в Бахчисарай Крым, часть 2.
Отличная статья — руководство к действию во время путешествия...все четко и продумано...
Спасибо за комментарий! Надеюсь и другие мои статьи вам понравятся!